Интересные статьи:
Механикотехнологические методы испытаний
Первое место занимает ситовый анализ, который во многих случаях удовлетворительно характеризует технологическую Пригодность порошка. В последнее время отмечается стремление стандартизировать необходимые для ситового анализа приборы и ход анализа...
Исследования химической активности
Общеизвестно, что металлический порошок при соприкосновении с воздухом активно поглощает кислород. Однако это Окисление может распространяться в различной степени, причем скорость реакции зависит от размеров и состояния поверхности...
Физические методы исследования
Значительным достижением в области прямого исследования металлических порошков является широкое использование электронного микроскопа, на что указывают Хунгер и Павлек, а также Гривст с сотрудниками. Хотя высказывания отдельных авторов о возможности применения электронного микроскопа в порошковой металлургии и расходятся в частностях, все же большинство из них указывает на преимущества этого метода...
Традиционные народные мотивы в современной ковке металла |
08-12-2021 |

О ковке на Буковине косвенно упоминается только в общих трудах о материальной культуре украинского народа, а также в специальных работах таких исследователей, как С. Боньковский [1], Я. Кись, Б. Орловский, Р. пороли, Т. Бушина, М. Станкевич, П. Жолтовский. Историю и современное состояние кузнечного исследуют также львовские ученые, прежде всего Львовской национальной академии искусств. Непосредственно данной темы касаются некоторые аспекты исследований черновицкого архитектора Л. Вандюк [2, 81-88]. Однако в исследованиях упомянутых ученых не рассмотрен вопрос трансформации традиционных мотивов в ковка ХХ-ХХI вв., Как отражено и современного состояния развития художественного металла на территории Буковины.
В конце XIX - начале ХХ вв. Черновцы превратились в большой торгово-финансовый и промышленный центр на востоке Австро-Венгерской империи. Уличные фонари, кованые балконные ограждения и массивные дворовые ворота органично вписались в застройку Черновцов конце XIX - начале ХХ вв. В сочетании с архитектурной керамики (крыши, покрытые черепицей, керамическая плитка, которой опоряджувалы сооружения стиля модерн) они подчеркивали очарование и шарм города, органично соединило в себе европейские художественные стили, неповторимость народной архитектуры и особенности городского декоративно-прикладного искусства. На протяжении ХХ ст. Буковина принадлежала разных государств (Австро-Венгрии, Румынии, Советского Союза), что повлияло и на развитие, а затем - упадок кузнечного во второй половине прошлого века и его возрождения в годы независимости Украины.
Художественная обработка металла, в частности кузнечное, как самостоятельная отрасль народного искусства возникла на основе ведения натурального хозяйства. Это особенно заметно в крестьянской среде, где художественно-образное содержание произведения был неразрывно связан с фольклором, древними традициями, обрядами и обычаями. Своеобразие кузнечного искусства заключается в синтезе традиционной бытовой формы, этнографического орнамента и технологического процесса, в котором имеются признаки прошлого и нынешние требования, вытекающие из современных эстетических взглядов, использование новейших технологий. В конце ХХ ст. начался новый период художественного возрождения кованого металла, обозначенный формированием новой школы и тенденций в традиционном ковка. Мастера и художники стремятся широкого использования пластических возможностей металла, создание другой стилистики на основе народного искусства и национальной окраски архитектурных проектов.
Положительную роль в этом процессе сыграла художественное образование, которое получили современные художники по металлу. Буковинские мастера имели возможность учиться в соответствующих отделениях в Львовской национальной академии искусств, Вижницком колледже прикладного искусства им. В. Шкрибляка, Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства им. М. Бойчука, Косовском государственном институте прикладного и декоративного искусства им. В. Касияна, Львовском колледже декоративно-прикладного искусства им. И. Труша. Общение с лучшими художественными деятелями и педагогами, различными школами художественного металла, посещение музейных сборников для ознакомления с классическим наследием - все это повлияло на формирование буковинских мастеров, развив профессиональный и духовный потенциал последних.
Сейчас на Буковине, кроме старых предприятий, которые способны производить стандартные металлические изделия (машиностроительный механический завод «Индустрия», фирма «Гефест»), и отдельных художников-кузнецов (Илья Попьюк, Олег Жебчук), существует около 15 частных кузнечных мастерских, основанные и активно работают на протяжении последних лет («Хрустальная купель», «ЧП Цуркан В.», «ЧП Синица»,
«ЧП Ильюк В.», «ЧП Хорт А.», «ЧП Дидык О.», «ЧП Труфин И.», «ЧП Колотило Ю.»).




