Интересные статьи:
Свойства и испытания спеченных железа и стали
Непрерывно увеличивающееся производство спеченных железа и стали и разнообразное их использование, в том числе для изготовления деталей, к которым предъявляют высокие требования, привело к разработке особых методов испытаний исходных порошков и готовой продукции...
Железные материалы Ф. Аизенкольб: производство и области применения
Из работ общего характера, посвященных технологии получения железных материалов и их применению, следует прежде всего назвать сообщение Тиммербейля и Гуммеля, обратившее внимание широкого круга читателей на преимущества порошковой металлургии...
Химический анализ
Химический анализ металлических порошков по своей методике аналогичен общему анализу металлов. Исключением является лишь определение кислорода...
Традиционные народные мотивы в современной ковке металла |
07-11-2023 |
Вновь кузнечные мастерские изготавливают разнообразные решетки, кронштейны, фонари и другие декоративные элементы. Заказчикам предлагают многочисленные образцы, которые являются частью репликами старых изделий, встречающихся на территории Буковины и в Черновцах. К сожалению, новые изделия, поставленные на «поток», в художественном смысле не всегда удачными инновациями с точки зрения дизайна и поиска индивидуальности фирмы. Подобное положение объясняется несколькими факторами. Важнейшей причиной возрождения и развития кузнечного края является строительный бум в государственном и особенно в частном секторе, поскольку все многообразие металлических кованых изделий используют преимущественно индивидуальные застройщики. В т. н. «Царских селах» сейчас формируется своеобразный безстильовий направление развития архитектуры и художественного металла, в котором причудливо сочетаются иностранные проекты, разнообразные по происхождению строительные материалы и оригинальная металлопластика местных мастеров. Для современного кованого металла Буковины характерны черты эпохи классицизма, необарокко, венской сецессии, т. н. «Карпатского модерн», ар-деко и «неороманяску». Кузнечному края присуще неожиданное сочетание изображений цветов, листьев, букетов, геометрических мотивов народной гуцульской резьбы по достаточно реалистичными растительными элементами вышивки бисером, видоизмененными в соответствии с местными вкусами. Именно богатые народные традиции и высокий уровень технического мастерства, большой организационный опыт художников и мастеров обеспечивает активное развитие кузнечного Буковины конца ХХ - начала XXI вв., В котором традиционные народные мотивы играют важную роль.
В каждом районе, а иногда и в отдельных селах края есть свои излюбленные мотивы орнамента. Некоторые из них бытуют под другими названиями в смежных или отдаленных регионах. Необходимо заметить, что не существует стандартного набора мотивов, хотя наиболее распространенными в разных местностях являются: дерево жизни, цветок, звезда, в частности восьмиугольная, ромб, круг, крест, космогонические мотивы. Чаще всего в кованом металле на Буковине, как и по всей Украине, можно найти фитоморфни узоры, которые возникли по ассоциации с растениями и их частями. Специфической чертой мотива «цветок» является отсутствие ярко выраженных ботанических признаков, в отличие от мотивов «колокольчики», «мак» и другие. Не имеют натуральной сходства и варианты под названиями «рожа», «цветок», «ромашка». Так, «рожа», обозначающее и розу, и мальву, предстает в виде восьмилепестковый цветок, а «тюльпан» в основном подается в продольном сечении [4, 173]. Часто в художественном металле используют мотивы венка и ветки. Интересно, что мотив дубовых или иного листьев (вишни, клена, ясеня) видим в орнаментике чаще, чем изображение самих деревьев. Техники исполнения произведений народного искусства, в частности кузнечных изделий, обусловливают предельной геометризации мотива цветка, который превращается в композицию из треугольников, ромбов, квадратов сложных многогранников.
Второй группой мотивов народного орнамента мотивы, связанные с технологией изготовления вещей и конкретными предметами [4, 344-346]. Самые распространенные среди них - «грабельки» и «гребешок», «решетки», «лесенки», простой сетчатый узор из перекрещивающихся линий. В горных районах Гуцульщины и Буковины существуют также своеобразные мотивы орнаментов с ромбическими или квадратными элементами - «ильчасте фон», «медовик».
Для украинских узоров типичны изображения не целой реалии, а лишь ее определяющей признаки. Это свойственно всем типам народных узоров, но больше зооморфным мотивам, и только их название иногда позволяет угадать в схематичном знаковые намек на некую существо. Исключение составляют изображения птиц, которые подаются не только фрагментарно, но и в виде профильного силуэта (флюгеры с изображением петухов, кукушки или аисты). Не воспроизводят природных особенностей натуры и такие орнаментальные мотивы, как «пчелки», «бабочки», «мухи», «ракушки», которые часто используют в решении настольных ламп, люстр и перил. Для отделки перил, решеток и балконных ограждений применяют волнистые или зигзагообразные линии - «ужи», «змейки». В художественном металле используют и стилизованные мотивы «бараньи рожки» в виде спиральных, криволинейных прямоугольных элементов [3, 61]. Кроме обычных для всей Украины двойных зеркально-симметричных спиралей, здесь есть и более сложные - трех-, четырех-, восьмираменни фигуры из S-образных элементов, косые квадраты с удлиненными и загнутыми внутрь сторонами. Мотив «рожок» иногда выступает с сочетанием в различных вариантах спиральных и простейших рогаткових элементов.
Вольфрам
Процессы получения деталей ковкой
Намогильные металлические кресты
Кованые ограждения