Интересные статьи:
Цветные металлы
Спеченные материалы из легких цветных и благородных металлов имеют меньшее промышленное значение, чем железные спеченные материалы и тугоплавкие металлы и сплавы, получаемые методом порошковой металлургии. Однако и эта группа металлов находит определенные области применения...
Легированная спеченная сталь
Для изготовления легированной спеченной стали имеются различные возможности. Такую сталь можно получать из соответствующих легированных порошков, из смесей порошков легированием в процессе спекания или специальной термической обработкой и, наконец, пропиткой жидким легирующим металлом каркасов, спеченных из порошков железа или нелегированной стали...
Свойства и испытания спеченных железа и стали
Непрерывно увеличивающееся производство спеченных железа и стали и разнообразное их использование, в том числе для изготовления деталей, к которым предъявляют высокие требования, привело к разработке особых методов испытаний исходных порошков и готовой продукции...
МОТИВЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В Художественной ковке |
02-12-2021 |

В статье говорится об использовании в современном художественном ковка Буковины различных традиционных мотивов народного искусства края, трансформацию последних.
В конце ХХ века начался новый период художественного возрождения кованого металла, обозначенный формированием новой школы и тенденций в традиционном ковка. Мастера и художники стремятся широкого использования пластических возможностей металла, создание другой стилистики работ на основе народного искусства. Сейчас на Буковине, кроме старых предприятий, которые производят стандартные металлические изделия, и отдельных художников-кузнецов, существует много частных мастерских, выполняющих разнообразные произведения.
Чаще всего в кованом металле Буковины встречаются фито-и зооморфные ви-зерункы, скейоморфни мотивы, солярные знаки.
Поэтому практическое применение традиционных символов диктует и соответствующее худож-нем-техническое решение кованых изделий. Произведения буковинских мастеров отличаются пластической выразительностью, современностью вида, национальной окраской использован-ных орнаментов.
О ковка на Буковине косвенно упоминается только в общих трудах о материальной культуре украинского народа, а также в специальных работах таких исследователей, как С. Боньковский [1], Я. Кись, Б. Орловский, Р. пороли, Т. Бушина, М. Станкевич, П. Жолтовский. Историю и современное состояние кузнечного исследует также школа львовских ученых, прежде всего Львовской Национальной академии искусств. Непосредственно данной темы касаются некоторые аспекты исследований черновицкого архитектора Л. Вандюк [2, 8188]. Однако, в исследованиях упомянутых ученых не рассматриваются вопросы трансфера
мации традиционных мотивов в ковка ХХ-ХХI веков, как освещен и современное состояние художественного металла на территории Буковины.
Буковина течение многих веков была полиэтническим регионом, на землях которого сосуществовали различные нации: украинская, румыны, молдаване, евреи, немцы, поляки и др.. Каждый из этих народов, имея собственную модель мировосприятия, создал неповторимую культуру. Однако, бесспорно и взаимовлияние культур, значительное сходство орнаментальных схем и мотивов, существующих в декоративно-прикладном искусстве разных этносов края. Так, большинство используемых мастерами Буковины элементов орнамента (геометрического, фито-и зооморфного) являются общими, в частности, для народного искусства украинский и румын, что обеспечило их распространение и в современном художественном ковка региона.
Народное искусство, по сути своей, является достаточно консервативным, оно тщательно подбирает и впитывает различные элементы, которые лишь на протяжении веков приобретают привычного впоследствии виду. Так образуется единая стилистика определенного региона. Что сталосяся со старинным, как правило, сельским каноном, в современном мире? На наших глазах происходит процесс творческого использования и трансформации орнаментальной наследия буковинской вышивки, ткачества, пи-санкарства, резчика, керамики, овладение современными мастерами народных ремесел, древних техник и приемов. Мотивы, которые применяются, как правило, являются традиционными, они повторяются исконно с незначительными нюансами авторского видения. Внутреннее содержание явления, символ мастер будто переводит на язык форм, объемов, линий, цветов и т.п., моделируя физическую субстанцию, придавая ей видимой формы, что является воплощением ментального образа. Сама же форма зависит от материала, функционального назначения предмета, ремесленных традиций, мировоззрения и творческого таланта самого мастера.




